пятница, 22 марта 2013 г.

Сценарий музыкально-поэтического вечера «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященного творчеству Расула Гамзатова

Репетиция музыкально-поэтического вечера «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященного творчеству Расула Гамзатова

ЦЕЛИ: познакомить участников мероприятия с биографией и творчеством Р.
ОФОРМЛЕНИЕ: тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова, портрет Р. Гамзатова, цветы, зарисовки кавказских пейзажей, эпиграф, фотографии из семейного альбома, подборка песенной тематики, отражающей ход мероприятия.
ЭПИГРАФ
Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.  
Расул Гамзатов

СЛОВА: Расул Гамзатов "Мороз Евгений".
ВЕДУЩИЕ:
1-й ведущий: Ткаченко Мария,
2-й ведущий: Клевцова Дарья.
ЧТЕЦЫ:
  1. Сорокин Антон.
  2. Руденко Дмитрий.
  3. Носова Екатерина.
  4. Воробьева Алена.
  5. Верханова Виктория.
  6. Астафьева Анастасия.
  7. Кадырова Динара.
  8. Мартоян Арегназ

Участники мероприятия – (1-й курс факультета педагогики и психологии) смогут познакомиться с тематической книжной выставкой  «Горящего сердца пылающий вздох», посвященной творчеству Расулу Гамзатову, прослушать музыкальные  произведения.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На фоне песни (звучит 1 куплет песни) «Как не любить мне эту землю» из кинофильма «Тени исчезают в полдень» сл. Лазарева В., муз. Левашова В. на сцену выходят ведущие.
Ведущий
«Мой дорогой друг, вот я снова иду к тебе в гости. Прежде чем войти к тебе, я стою у дверей и проверяю – все ли необходимое взял с собой, не забыл ли что-нибудь дома? Словно годы своей жизни, я листаю страницы своих книг. Разные это годы, как различны мои чувства, мысли, наблюдения, переживания – птенцы моей радости и печали, белые и красные крылья моей любви. Не всегда гладко шли мои дороги, не всегда легкими были мои годы. Так же как и ты, мой современник, я жил в середине века, в центре мира, в круговороте больших событий. А они были праздничные и трагические, низкие и возвышенные, красивые и уродливые. Каждое потрясение – это, можно сказать, сердцетрясение для писателя. Печаль и радость не должны проходить мимо художника. Они не следы на снегу, а резьба на камне. И вот я, собрав воедино все свои свидетельства о времени прошлом и мысли о будущем, иду к тебе, стучу в твою дверь и говорю: «Мой добрый друг, это я. Разреши войти».
1-й ведущий:
Лучшим и любимым сыном дагестанского народа является Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.
Расул Гамзатович Гамзатов родился в сентябре – этот месяц плодородия, буйства красок в природе, месяц свадеб и хмельного вина. Он родился в начале прошлого века в 1923 году, в горном селении  Цада, что в Дагестане.
Родился я в горах, где по ущелью
Летит река в стремительном броске,
Где песни над моею колыбелью
Мать пела песню на аварском языке.
(звучит тихо 1куплет и припев песни «С чего начинается Родина - сл. Матусовского М., муз. Баснер В.)
1 ведущий:
Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почетных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.
Этому старцу передала меня мать. Старец поднял меня высоко к потолку сакли и произнес: в имени мужчины должны воплощаться звон сабель  и мудрость книг. Оказывается седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в мое имя смысл и цель.
2-й ведущий:
Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?»
(фотография из семейного альбома  - отец и сын)
1-й ведущий:
Расулом
Мой отец меня нарек,
Что по-арабски представитель значит….
Чей представитель я?..
С каких дорог
И для чего мой путь по свету начат?..
... Земля прекрасна, и широк мой путь,
И я мечтаю, как о высшем счастье,
Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь
К великой красоте твоей причастен!
Чтоб без стыда сказал народ родной:
«Расул, мой сын,
ты представитель мой!»
В начале своего творчества Расул подписывался псевдонимом отца – Цадаса. Но однажды почетный горец из соседнего аула, не знавший, что Расул тоже пишет стихи, сказал ему: «Послушай–ка, сынок, что случилось с твоим уважаемым отцом? Раньше, прочитав его стихи только один раз, я запомнил их сразу, а теперь даже понять их не могу». Тогда Расул, сделав имя отца своей фамилией, стал подписываться Гамзатов.
1-й ведущий:
Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть все. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).
Чтец: (студентка 1 курса  Сотникова Алина факультета педагогики и психологии) «Стихи о Гамзате Цадасе»
Лишь ступив на житейскую сцену
В предназначенной роли, старик,
Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова
Потому, что отец мой во мне.
2-й ведущий:
Учителями своими Расул считал и учителей «школы Гасана», которая открывалась в Цада, как очаг ликвидации неграмотности, и куда отец отвел сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:
(звучит тихо 1куплет песни «Спасибо  вам, учителя» – сл. и муз. неизв.авт.)
Чтец:
Вспоминаю себя семилетнем пострелом
В дальнем горном ауле осенней порой.
На меня, как родная, она смотрела
Та приезжая женщина с речью чужой.
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.
(«Вера Васильевна»)
1-й ведущий:
Расул начал писать стихи в 1932 году, печататься в 1937 году. Его первая книга на аварском языке вышла в 1943 году. Он  также переводил на аварский язык классическую и современную литературу: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Маяковского и др. После окончания  Буйнакского педучилища Расул Цадаса стал работать учителем в школе, которую когда- то окончил. Но даже тогда, он не знал, посвятит ли всю свою жизнь такой капризной музе, как Поэзия.
2-й ведущий:
Он меняет профессии: работает суфлером, помощником режиссера в аварском театре, сотрудничает в газете и на радио. В его жизни происходят важные события: переезд в Махачкалу, выход первой книги на родном языке.
1-й ведущий:
А в стране уже полыхает Великая Отечественная война. Война – большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата – Магомед и Ахильчи.
На фоне слов ведущего тихо звучит (1 куплет  и припев из песни) в исполнении Л. Лещенко – сл. Матусовского М., муз. Баснер В.  «На безымянной высоте»
Чтец: (студентка 1 курса  Бузова Юлия факультета педагогики и психологии). Отрывок из поэмы «Брат»
Я не забыл глаза скорбящей мамы
И горький взгляд Гамзата Цадаса,
Когда плясали строки телеграммы
в ладонях потрясенного отца.
2-й ведущий:
Эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, народную боль, понимая, что жертвы несет весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки.
Чтец: (студентка 1 курса  Москалева Ирина факультета педагогики и психологии). Отрывок из стихотворения «Говорят, что посмертно»
Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей
Земли, отвоеванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.
1-й ведущий:
Памятный 1943 год ознаменуется рождением Расула Гамзатова как поэта. Выйдет первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть».
Чтец: (студентка 1 курса  Колкутина Елена факультета педагогики и психологии)
С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы…
Верность ваши обличиям,
Верность вашим обычаям –
Мы храним!
Верность вашему воинству
И мужскому достоинству
Мы храним.
(«Клятва сыновей»)
1-й ведущий:
Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. И пришел День Победы. Солдаты вернулись домой и занялись мирным трудом.
звучит тихо песня (1 куплет) сл.В.Харитонова., муз. Тухманова  День Победы  в исполнении Л. Лещенко
1 ведущий:
«Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза Советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького. Там я понял, что долгое время принимал за золото стертые пятаки. Я по очереди влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в аварца Махмуда, то в немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову осталась навсегда».
2-й ведущий:
Эта была одна из самых счастливых дорог Расула Гамзатова. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания университета начинается его литературный путь, приходит известность. Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.
Чтец: (студентка 1 курса  Карачевцева Ирина факультета педагогики и психологии). Р.Гамзатов отрывок из стихотворения  «Всему на свете….»
Всему на свете
Люблю свою меру:
И утру, и полдню,
И сумеркам серым,
И снам, и покою,
И песням старинным,
И даже траве
В наших горных долинах.
(«Всему на свете….»)
1-й ведущий:
В статьях, выступлениях он подчеркивает необходимость уважения к народному творчеству, традициям, разрабатывает народные жанры застольных слов, колыбельных песен и кратких афористичных стихов.
Чтец:
Пусть ждет меня судьба лихая,
Но я скажу себе: «Держись!»
- Но жизнь ведь штука неплохая…
- Жизнь труса?  Разве это жизнь…
2-й ведущий:
«Поэзия без родной земли, без родной почвы – это  птица без гнезда», - писал поэт. Его поэзия выросла на национальной почве, на которой появлялись темы, образы его произведений.
Чтец: (студентка 1 курса  Дюмина Марина факультета педагогики и психологии). Р.Гамзатов отрывок из стихотворения «Звезды»
Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелегкий путь,
Может, стану, может, стану
Сам звездой когда-нибудь.
По земному беспокоясь,
Загляну я в чей  - то стих
Словно совесть, словно совесть
Современников моих.
(«Звезды»)
1-й ведущий:
Особое место в творчестве поэта занимает тема любви : к матери, женщине, любимой.Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой.Она трогает лучшие струны сердца.
Чтец:
Любви заслуг не перечесть,
Давай в ее земную честь
С тобой протянем руки
Друг к другу возле звезд.
Над бездною разлуки
Построим в небе мост…
2-й ведущий:
Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил он своей жене.
Чтец:
Мне объездить весь мир довелось,
Тот, который и нищ, и богат,
А за мною, как эхо, неслось:
Патимат, Патимат, Патимат.
Наши дочки чисты, как родник,
На тебя восхищенно глядят.
Словно доброе солнце для них
Патимат, Патимат, Патимат.
Красоте твоей радуюсь я
И твержу похвалы невпопад.
Ты судьба и молитва моя:
Патимат, Патимат. Патимат.
1-й ведущий:
У Гамзатова часто спрашивали: «Как Вы познакомились со своей Патимат? – Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле.Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней люльке.Потом, когда она выросла, я без денег готов был смотреть.Она согласилась, я женился… - и с наигранным сожалением: - А иначе у меня была бы большая богатая история любви… Не пришлось похищать на белом коне…»
Прошло время и Гамзатов посвятил своей Патимат лучшие свои стихи:
Чтец:
Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя,
Другой, меня достойней и моложе,
Тебя полюбит, тоже не шутя.
Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь, любя,
Заговорит с другой, любимой тоже,
Словами, что нашел я для тебя.
1-й ведущий:
«Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его».
2-й ведущий:
В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике.
Чтец: (студентка 1 курса  Набойченко Яна факультета педагогики и психологии)
(фотография из семейного альбома  - мать и сын). Р. Гамзатов отрывок из стихотворения «Мама»
По-русски «мама», по- грузински «нана»,
А по-аварски – ласково -  «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Став первым словом в год  наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг.
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
1-й ведущий:
Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщины гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей людей в горе и радости.
Чтец: (студентка 1 курса  Баркова Ксения  факультета педагогики и психологии)
Все то, что мной написано доселе,
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознесся к небу сопредельный
Кавказ, достойный славы и любви,
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все стихи мои?
«Автограф на книге, подаренной маме»
2-й ведущий:
Известие о ее смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходят к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы, он говорит:
Чтец:
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней.
2-й ведущий
Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. О наставнике – друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьей, поэт пишет:
Чтец
Тяжелых льдов не растопить слезами,
Ты не зови друзей своих былых,
Они с коней живыми не слезали
И клятв не нарушали боевых.
Ушли друзья, ушли невозвратимо.
Их не вернешь ни зовом, ни мольбой.
И, раньше срока став седее дыма,
Я голову склоняю пред тобой.
2-й ведущий:
Немало у Гамзатова стихотворений о друге, носителе святого побратимства, в котором и достоинство, и любовь к людям, и верность высокому товариществу. Верой в жизнь, в ее неодолимость звучит обращение к другу:
Чтец:
Скоро песни вернувшихся стай
Зазвенят над разбуженной чащей.
Хорошо, что ты рядом, Мустай,
Верный друг и поэт настоящий.
1-й ведущий:
И друзья отвечали ему преданной дружбой. Эдуардас Межелайтис признается: «Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата…Его нельзя не любить…Чувство любви льется через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника Родины, всей великой нашей Родине…»
Звучит тихо песня «Мой друг» (1 куплет и припев песни) сл.И. Николаева, муз. И. Крутого.
Чтец: (студентка 1 курса  Тужикова Екатерина факультета педагогики и психологии) отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Берегите друзей»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев  на друга, может быть, мгновенный,
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
1-й ведущий:
Творчество Гамзатова оказалось на редкость благодатной почвой для рождения музыкальных произведений. Многие стихи поэта стали песнями. С ним работали известные композиторы:  Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Александра Пахмутова, Юрий Антонов. Их исполняли: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе, Валерий Леонтьев, Ренат Ибрагимов, Лев Лещенко и многие другие. Песнями стали стихи: «Берегите друзей», «Пожелание», «Исчезли солнечные дни», «Есть глаза у цветов», «Боюсь я» и многие другие.
2-й ведущий:
Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом.Оно было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта.
1-й ведущий:
По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».
На фоне слов ведущего тихо звучит ( 1 куплет из песни) «Журавли» в исполнении И. Кобзона на сл. Расула Гамзатова, муз. Я. Френкеля.
2-й ведущий:
В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале  «Новый мир». Оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбужденный Бернес позвонил переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону сразу же обсудили некоторые изменения в тексте. Гамзатов вспоминал: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.
1-й ведущий:
Одна из вечных тем в лирике Гамзатова – философские размышления о времени и о человеке. А «время» - одно из наиболее частых слов в его стихах. Время как форма бытия. И время – век, эпоха. Без отдыха, без остановки шагать в ногу со своим временем, опережать его, служить ему – закон поэта.
2-й ведущий:
В глазах миллионов Гамзатов – величина почти  неприкосновенная, поэт, пресыщенный всенародной любовью и обласканный властями. Если судить по внешним приметам биографии, можно так и предположить, нарисовать образ «придворного поэта», который пребывает  в раю – без забот и печали. Но так ли это? Через удивление и потрясение, восторг и разочарование, обретения и потери пришел Гамзатов к прозрению: не будет, не должно быть у поэта легкой, удачливой жизни и отдельного от людей счастья, что за грехи придется платить по самому строгому и жесткому счету – собственной судьбой. «О многом сожалею, - признавался поэт со страниц газеты. – Сожалею, что не написал то, что мог написать. Но куда больший грех: писал то, что мог не писать».
1-й ведущий:
Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Не дошла в сохранности до читателя поэма «Шамиль», около тридцати лет находились под домашним арестом поэма «Люди и тени» и стихотворение «Аплодисменты».
Чтец: (студентка 1 курса  Яковлева Милана факультета педагогики и психологии)
Теперь я знаю сам давно,
Что лестница – вот жребий мой,
Высоко светится окно,
Ступенька под ногой…
И на которой ждет удар,
Узнать нам не дано.
1-й ведущий:
Поэту жаль, что время так быстро уходит. Он сравнивает его с мельницей, которая своими жерновами мелет человеческие годы. Трудно примириться с тем, что время ускользает. Но Гамзатов верил, что человек живет не зря. Нужно жить так, чтобы оставить след: «дом иль тропинку, дерево иль слово». Человек не в силах остановить время, но может служить людям, делать добро, а это остается грядущим поколениям.
Чтец:
Не спит, не спит суровый счетовод,
Пусть даже сон давно царит над всеми.
«Тик – так, тик- так» - неспешен этот ход!
«Тик – так» - как быстро пролетает время!
Часы идут, и тикают, и бьют…
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут
Бессмысленно растраченных тобою.
(«Стихи о времени»)
2-й ведущий:
Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом стихотворении «Я памятник себе воздвиг из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Расул Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный калорит, отразил в нем черты времени.
Чтец: (студентка 1 курса  Тин Ульяна факультета педагогики и психологии)
Я памятник себе воздвиг из песен.
Он невысок, тот камень на плато,
Но если горный край мой не исчезнет,
То не разрушит памятник никто.
Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,
Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.
При жизни горы были мне судьбою,
Когда умру, я стану их судьбой.
Поддерживать огонь мой не устанут,
И в честь мою еще немало лет
Младенцев нарекать горянки станут
В надежде, что появится поэт.
И мое имя, как речную гальку,
Не отшлифует времени поток.
И со стихов моих не снимут кальку,
Ведь тайна их останется меж строк.
Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Я разным был, как время было разным,
Как угол – острым, гладким – как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.
Однажды мной зажженная лампада
Еще согреет сердце не одно,
И только упрекать меня не надо
В том, что мне было свыше не дано.
Я в жизни не геройствовал лукаво,
Но с подлостью я честно воевал
И горской лирой мировую славу
Аулу неизвестному снискал.
Пусть гордый финн не вспомнит мое имя,
Не упомянет пусть меня калмык.
Но горцы будут с песнями моими
Веками жить, храня родной язык.
На карте, что поэзией зовется,
Мой остров не исчезнет в грозной мгле.
И будут петь меня, пока поется
Хоть одному аварцу на земле.
«Памятник»
1-й ведущий:
Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал, что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем, как много может достичь один человек, орудие которого - поэтическое слово.
2-й ведущий:
3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.
Мероприятие заканчивается на фоне звучания мелодии из песни «Журавли».

Комментариев нет:

Отправить комментарий